Font Size

Profile

Menu Style

Cpanel
Примеры защиты социальных прав граждан в Самарской области Печать E-mail
Законодательство о семье
11.09.2014 23:13

Согласно ч.1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека каждый имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи, и права на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

В соответствии со ст. 7 Конституции России Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Социальные права гражданина – это совокупность конституционных прав, гарантирующих получение от государства определенных материальных благ. К социальным правам человека, в том числе, относятся: право на труд, право на социальное обеспечение, право на образование, право на охрану здоровья, право на жилище и другие. Социальным правам гражданина соответствуют определенные обязанности государства, связанные с предоставлением жилых помещений, обеспечением бесплатного начального или среднего образования в государственных образовательных учреждениях, предоставлением возможности получения бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, выплатой пенсий, пособий и др.

Защита и восстановление нарушенных прав граждан в судебном порядке является приоритетным направлением в работе прокуроров в гражданском судопроизводстве. Согласно ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (в ред. от 21.11.2011) «О прокуратуре Российской Федерации» с изм. и доп., вступившими в силу с 08.02.2012, при осуществлении возложенных на него функций прокурор в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда к прокурору обращаются граждане с заявлениями о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. В указанных случаях прокурор вправе обратиться в суд в интересах гражданина о защите социальных прав даже тогда, когда гражданин может самостоятельно обратиться с иском в суд. Для этого достаточно приложить к исковому заявлению копию заявления гражданина.

Согласно приказу Генерального прокурора РФ № 181 от 26.04.2012 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе» первоочередная обязанность прокурора – участие в рассмотрении судами дел, возбужденных по искам (заявлениям) прокуроров в защиту прав, свобод и законных интересов лиц, указанных в ч.1 ст.45 ГПК РФ. При рассмотрении судом иска (заявления) на всех стадиях прокурор должен получать подтверждение волеизъявления гражданина, в интересах которого заявлен иск, на дальнейшее движение дела. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. Данные статистики свидетельствуют о том, что количество исков прокурора в защиту прав граждан с каждым годом возрастает. Только за 9 мес. 2012 года городскими и районными прокурорами Самарской области в интересах граждан направлено в суд 18 239 исков на общую сумму свыше 229 млн. рублей. Подавляющее большинство заявлено в защиту социальных прав граждан. Основное внимание уделено защите и восстановлению в судебном порядке трудовых прав граждан, в частности на своевременную оплату труда, а также прав и законных интересов социально незащищенных слоев населения (инвалидов, пенсионеров, малообеспеченных, многодетных, несовершеннолетних).

Значительное число исков направлено прокурорами в защиту прав неопределенного круга лиц, в частности предъявлялись иски о возложении обязанности на работодателей представлять в центр занятости населения сведения о наличии вакантных рабочих мест.

В защиту трудовых прав граждан прокурорами в суд направлялись иски о взыскании начисленной, но невыплаченной заработной платы, о взыскании невыплаченных ежемесячных доплат за выполнение функций классного руководителя в образовательных учреждениях; о понуждении работодателей провести аттестацию рабочих мест по условиям труда; об установлении факта наличия трудовых отношений, возложении на работодателя обязанности заключить трудовой договор; о предоставлении отпуска по уходу за ребенком и другие. Основанием для обращения прокурора в суд с иском о взыскании заработной платы являются обращения граждан к прокурору по вопросу невыплаты заработной платы, а также результаты прокурорских проверок соблюдения трудового законодательства на предприятиях. В случаях, когда работодатель не оспаривает наличие задолженности по заработной плате, прокурор обращается к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы с должника – работодателя в пользу взыскателя - гражданина. В случаях, когда размер задолженности по заработной плате работодателем оспаривается, прокурор обращается в интересах гражданина в суд общей юрисдикции с иском о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда.

При этом следует иметь в виду, что, исходя из требований ст. 45 ГПК РФ, прокурор не вправе обратиться в суд с иском в интересах гражданина в сфере трудовых отношений, в том числе и о взыскании заработной платы, если отсутствует заявление гражданина к прокурору по этому вопросу.

Статьей 22 Трудового кодекса РФ установлена обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Согласно ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца, в день, установленный Правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

Так, в результате проведенной прокуратурой Советского района проверки по обращению гр-на А. было установлено, что коллективным трудовым договором в ООО «Трансстроймост» установлены сроки выплаты заработной платы два раза в месяц: 20 числа текущего месяца и 5 числа следующего месяца. Работнику А. в нарушение требований действующего законодательства, коллективного договора заработная плата не выплачена, чем нарушено предусмотренное ст.21 ТК РФ право работника на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы.

Неправомерным бездействием работодателя, выразившимся в задержке заработной платы, А. причинен моральный вред. Его семья поставлена в сложное материальное положение, так как жена истца не работает, находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.

В соответствии с требованиями ч.1 ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

Исходя из разъяснений п.63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации», суд в силу ст. 21 (абзац четырнадцатый части первой) и ст. 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

В связи с этим прокурор обратился в суд с иском в интересах А. и просил взыскать с ООО «Трансстроймост» в пользу А. задолженность по заработной плате за определенный период в конкретном размере и компенсацию морального вреда, причиненного задержкой выплаты заработной платы. Решением суда иск прокурора удовлетворен.

Прокурором г. Октябрьска в суд направлено 86 заявлений о выдаче судебных приказов о взыскании с образовательных учреждений невыплаченных ежемесячных вознаграждений за выполнение функций классного руководителя.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.12.2005 № 850 «О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных общеобразовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя», с 01.01.2006 педагогическим работникам федеральных государственных общеобразовательных учреждений выплачивается ежемесячное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя в размере 1000 руб. Прокурор установил, что в нарушение требований действующего законодательства работникам образовательных учреждений г. Октябрьска доплата не производилась. По заявлениям прокурора мировым судьей вынесены судебные приказы о взыскании в пользу педагогических работников соответствующих выплат.

По результатам проверки, проведенной прокурором Автозаводского района г. Тольятти по заявлению Г., в суд направлено исковое заявление в интересах Г. к индивидуальному предпринимателю Ч. об установлении факта трудовых отношений и возложении обязанности заключить с Г. трудовой договор, взыскании задолженности по заработной плате в сумме 10000 рублей. В иске прокурор указал, что в соответствии со ст.303 Трудового кодекса РФ работодатель обязан оформить трудовой договор с работником в письменной форме. Г. фактически была допущена к работе, в течение месяца работала у ответчика, однако трудовой договор с ней заключен не был. Решением суда иск прокурора удовлетворен. Прокурором Кинель-Черкасского района в суд направлено 10 заявлений в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представлять в Центр занятости населения муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области сведения о наличии вакантных рабочих мест. Согласно п. 3. ст.25 Закона РФ № 1032-1 от 19.04.91 «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Данное требование закона ответчиками не исполнялось. Решениями суда заявления прокурора удовлетворены.

Прокурором Комсомольского района г. Тольятти при проведении проверки соблюдения трудового законодательства в ОАО «АвтоВАЗагрегат» выявлен факт нарушения законодательства в части охраны труда, в частности, не проведена аттестация по условиям труда 405 рабочих мест.

Статьей 37 Конституции РФ каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Статьей 212 Трудового кодекса РФ на работодателя в числе других обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда возложена обязанность обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда – это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ч.12 ст.209 ТК РФ).

Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении порядка проведении аттестации рабочих мест по условиям труда», аттестации по условиям труда подлежат все рабочие места. Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет, аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

По иску прокурора в интересах неопределенного круга лиц решением Комсомольского районного суда г.Тольятти на ОАО «АвтоВАЗагрегат» возложена обязанность провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в установленный судом срок.

Значительное число исковых заявлений направлено прокурорами в защиту жилищных прав граждан. Направлялись иски о предоставлении жилых помещений гражданам, проживающим в жилом помещении в доме, признанном непригодным для проживания и подлежащим сносу, в том числе вследствие пожара; иски к управляющим компаниям о возложении обязанности провести ремонт кровли, подъездов, квартир, ремонт внутриквартальных проездов, о соблюдении температурного режима в жилых помещениях; взыскании незаконно полученных денежных средств за коммунальные услуги и т.д.

Так, прокурор г. Самары обратился в суд с заявлением в интересах супругов Р. и Я. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении жилого помещения. В заявлении указал, что истцы проживают в жилом помещении, признанном постановлением главы г.о. Самара аварийным и подлежащим сносу. Департаменту управления имуществом рекомендовано предоставить гражданам другие жилые помещения в соответствии с жилищным законодательством до конца 2010 года. Однако жилое помещение для переселения истцам не было предоставлено.

Согласно ст.86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. Решением Ленинского районного суда г. Самары исковые требования прокурора удовлетворены, решение суда вступило в законную силу. Прокурор г. Октябрьска обратился в суд с заявлением в интересах Н. к администрации г.о. Октябрьск Самарской области о предоставлении жилого помещения, указав, что постановлением главы города Октябрьска в 2008 году Н. поставлен на учет для улучшения жилищных условий с составом семьи 4 человека, поскольку утратил собственное жилье в результате пожара. По состоянию на 01.01.2012 Н. состоял на очереди в общем списке под № 459, в списке на внеочередное получения жилья под № 71.

Согласно п.1 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Администрацией городского округа Октябрьск 02.07.2008 для временного проживания Н. предоставлено жилое помещение муниципального маневренного фонда - комната общей площадью 20,8 кв.м.

Жилым помещением, отвечающим установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, администрация городского округа Октябрьск семью Н. не обеспечила.

Решением Октябрьского городского суда требования прокурора удовлетворены в полном объеме.

Активную работу проводят прокуроры по обеспечению жилым помещением лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Прокурорами предъявлялись иски об обеспечении указанных лиц жилыми помещениями, о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения, а также о признании незаконными решений комиссии по жилищным вопросам об отказе в признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Положениями ч. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что указанные категории граждан обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 5 Закона Самарской области от 07.07.2005 № 152 - ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органами местного самоуправления, в том числе г.о. Самара, осуществляется на

основании Закона Самарской области от 24.10.2006 № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан».

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Самарской области №115-ГД органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными органам государственной власти Самарской области, и отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Согласно п.1.2 Порядка обеспечения жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 № 421, при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, может предоставляться социальная выплата на строительство или приобретение жилого помещения. Учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан в соответствии с настоящим Порядком (п.1.4).

В 2012 году, благодаря вмешательству прокуроров, более 260 детям-сиротам предоставлено жилье, в отношении 400 детей-сирот направлены иски в суд. Прокурорами предъявлялись иски в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности на администрации муниципальных районов обеспечить бесперебойное круглосуточное водоснабжение граждан.

Прокурор Челно-Вершинского района Самарской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области, администрации сельского поселения Красный строитель муниципального района Челно-Вершинский Самарской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности организовать бесперебойное водоснабжение надлежащего качества в с.Зубовка муниципального района Челно-Вершинский Самарской области. В обоснование своих требований указал, что по обращению жителей с.Зубовка прокуратурой района проведена проверка, в ходе которой выявлены существенные нарушения правил предоставления коммунальных услуг в виде сверхнормативных перерывов подачи холодного водоснабжения потребителям села, неисправности водозаборных колонок, отсутствия нормативного напора в сети.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения.

Согласно п.3 ст.19 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Решением Исаклинского районного суда Самарской области от 13.02.2012 требования прокурора удовлетворены. Определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 28.03.2012 решение суда оставлено без изменения и вступило в законную силу.

Прокурор Богатовского района Самарской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Теплоэнергетическая компания Самарской области» о возложении обязанности соблюдать температурный график тепловых сетей, утвержденный администрацией муниципального района Богатовский Самарской области.

В обоснование своих требований прокурор указал, что по обращению жителей многоквартирных домов с. Богатое прокуратурой района проведена проверка, в ходе которой выявлено нарушение права граждан на предоставление качественного теплоснабжения теплоснабжающей организацией.

В соответствии с ч.5 ст.20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (с изм. от 07.12.2011)теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны, в частности, обеспечить качество теплоносителей, безаварийную работу объектов теплоснабжения, надежное теплоснабжение потребителей.

В соответствии с п.2.4 договора на теплоснабжение Теплоэнергетическая компания обязуется поддерживать на границе эксплуатационной ответственности с Абонентом среднесуточную температуру подающей сетевой воды в соответствии с температурным графиком, а также расчетное давление в подающем и обратном трубопроводе. Государственной жилищной инспекцией Самарской области установлено несоблюдение ОАО «Теплоэнергетическая компания Самарской области» температурного графика, температура теплоносителя на подаче и на обратном трубопроводе ниже установленной температурным графиком, что привело к снижению температуры воздуха в квартирах жильцов, о чём свидетельствуют акты проверок. Судебные инстанции удовлетворили иск прокурора.

Решением Жигулевского городского суда удовлетворено исковое заявление прокурора г. Жигулевска в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными действий ООО «Средневолжская газовая компания», ООО «Газпром распределение Самара», ООО «Газпроммежрегионгаз-Самара», ООО «Тепловые системы» по прекращению поставки газа, тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение в связи с имеющейся задолженностью перед ООО ««Средневолжская газовая компания».

Согласно п. 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.98 № 1, в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.

Действия по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, ведут к нарушению прав граждан на получение коммунальных услуг.

Согласно ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с п.121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" п. 115 и подпункте "б" п. 117 настоящих Правил (например, в случаях проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию сетей).

Решением Жигулевского городского суда требования прокурора удовлетворены.

Прокурор Железнодорожного района обратился в суд в интересах инвалида 2-й группы Г. к товариществу собственников жилья «Союз» об устранении нарушений жилищного законодательства и возложении обязанности произвести перерасчет оплаты за коммунальные услуги в связи с установкой счетчика учета горячей воды в соответствии с показаниями, зафиксированными в акте ввода в эксплуатацию.

В соответствии с ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.

Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Прокурором установлено, что начисление платы за коммунальные услуги Г., в нарушение действующего законодательства, а также «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», осуществлялось без учета показаний индивидуального прибора учета. Решением суда иск прокурора удовлетворен.

Решениями Автозаводского районного суда удовлетворены иски прокурора Автозаводского района в интересах граждан к ООО «ТУК» о возврате незаконно полученных денежных средств в счет оплаты коммунальных платежей, с ООО «ТУК» в пользу граждан взысканы суммы неосновательного обогащения.

Большая исковая работа проводится прокурорами в защиту пенсионных прав граждан.

Прокурорами направлялись в суд иски в интересах пенсионеров о назначении пенсии, о признании незаконными решений комиссии Управления Пенсионного фонда России об удержании излишне выплаченной суммы пенсии; взыскании незаконно удержанных пенсионных выплат; о перечислении страховых взносов. Прокурором Ставропольского района в суд направлено заявление в интересах Д. к Управлению Пенсионного фонда о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, возложении обязанности назначить досрочную пенсию.

В специальный стаж Д. не был включен период работы наладчиком оборудования электровакуумного производства на том основании, что данная профессия не предусмотрена Списком № 2 раздела 16 «Производство изделий электронной техники и радиоаппаратуры», а также не предусмотрена в Едином тарифно-квалификационном справочнике (далее – ЕТКС) в выпуске 20 в разделе «Электровакуумное производство».

Решением Центрального районного суда г. Тольятти прокурору в иске было отказано. Определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда по апелляционному представлению прокурора решение суда отменено, постановлено новое решение об удовлетворении требований прокурора. В соответствии с ч.1 ст.66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Согласно ч.4 ст.66 Трудового кодекса РФ в трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнениях работника.

Из трудовой книжки Д. усматривается, что 23.03.1977 он принят на работу на Майли-Сайский электроламповый завод в сборочный цех учеником наладчика оборудования электровакуумного производства, 01.09.1977 ему присвоен 3 разряд наладчика оборудования электровакуумного производства, в 1982 году - 4 разряд, в 1987 году - 5 разряд наладчика оборудования электровакуумного производства, в мае 1989 года – 5 пятый разряд наладчика технологического оборудования сборочного цеха. 15.11.1993 истец уволен по собственному желанию.

В соответствии с п.2 постановления Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 возможно устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьей 27Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования. В подтверждение особого характера и условий работы, факта работы на печах и машинах с газовыми горелками на условиях полного рабочего дня в 8-часовом режиме Д. представил справку с работы.

В судебном заседании были допрошены свидетели, работавшие с Д. в спорные периоды в одном цехе на одном предприятии, которые подтвердили особый характер и условия труда. Таким образом, на момент вынесения Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ Управления Пенсионного фонда РФ решения от 15.09.2011 об отказе в назначении Д. досрочной пенсии он достиг возраста 55 лет, требуемого в соответствии с п. 1.2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и имел специальный трудовой стаж на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев для назначения досрочной пенсии.

В соответствии с п.п.1,2 ст.11 Федерального закона Российской Федерации от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице предусмотренные законом сведения. Прокурорскими проверками установлено, что в нарушение требований закона многие юридические лица сведения о страховом стаже и страховых взносах работников в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации не представляют, что явилось основанием для обращения прокуроров в суд с исками в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности представить в государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о страховом стаже и страховых взносах работников.

Среди исков в интересах граждан особо выделяются иски в защиту прав и интересов несовершеннолетних. Среди них – иски о взыскании алиментов; неустойки за несвоевременную уплату алиментов; иски о взыскании денежной компенсации на питание и на приобретение проездных билетов; взыскании ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов в период предварительной опеки; о возложении обязанности обеспечить места в детском саду; о назначении пенсии по случаю потери кормильца.

Прокурором Пестравского района в суд направлено 16 заявлений в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к Государственному бюджетному образовательному учреждению начального профессионального образования "Профессиональное училище № 72" о взыскании денежной компенсации на питание и на приобретение проездных билетов.

Согласно п. 3 ст. 6 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.96 “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании", в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования и имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования, а также обучающиеся дети , потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения. Согласно распоряжению Министерства образования и науки Самарской области № 790-р от 19.10.2011, с 1 сентября 2011 года стоимость питания в день для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в государственных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования Самарской области и муниципальных учреждениях высшего профессионального образования, составляет 210 рублей.

В соответствии с п.10 ст.6 Федерального закона № 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся за счет средств федерального бюджета в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.

Согласно распоряжению Министерства образования и науки Самарской области № 91-р от 10.02.2010, для указанной категории детей размер денежной компенсации в месяц на приобретение долгосрочных проездных билетов на транспорте общего пользования составляет 377 руб.

Проверкой установлено, что профучилище № 72 имеет задолженность перед детьми по выплате денежной компенсации на питание и на приобретение проездных билетов. В связи с этим прокурор просил суд взыскать с ответчика в пользу с каждого ребенка задолженность в размере в среднем от 6 тысяч рублей. Производство по всем делам прекращено в связи с добровольным удовлетворением ответчиком требований прокурора.

Прокурор Красноармейского района обратился в суд с заявлением к администрации муниципального района Красноармейский о возложении обязанности обеспечить 37 мест в учреждениях дошкольного образования.

В соответствии с п.3 ст.5 Федерального закона № 3266-1 от 10.07.92 «Об образовании» государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Согласно п.3 ст.18 Федерального закона № 3266-1 от 10.07.92 «Об образовании», сеть дошкольных образовательных учреждений действует для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье.

Согласно подп.11 п.1 ст.15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

Прокурорской проверкой установлено, что существующая сеть дошкольных образовательных учреждений в муниципальном районе Красноармейский не в полной мере удовлетворяет потребности населения в услугах дошкольного образования. Ряд детей не обеспечены местами в дошкольных образовательных учреждениях. Отсутствие свободных мест в детских садах нарушает права детей на получение бесплатного дошкольного образования.

Решением суда иск прокурора удовлетворен.

Прокурором Безенчукского района в суд направлены иски в интересах несовершеннолетних сестер М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Безенчукском районе о возложении обязанности по назначению пенсии по случаю потери кормильца.

Прокурор указал, что в назначении пенсии по случаю потери кормильца сестрам М. отказано по причине непредоставления документов, свидетельствующих об их нахождении на иждивении у матери. Решением суда от 12.10.2010 мать сестер М. признана безвестно отсутствующей, следовательно, они относятся к категории лиц, оставшихся без попечения родителей. Решениями Безенчукского районного суда от 14.05.2012 иски прокурора удовлетворены.

По искам прокуроров восстанавливались нарушенные права инвалидов. При направлении исков прокуроры руководствовались Федеральным законом № 181-ФЗ от 24.11.95 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. от 20.07.2012), постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 (в ред. от 04.09.2012) «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями», постановлением Правительства Самарской области от 21.01.2010 № 11 (в ред. от 27.10.2011) «О предоставлении мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также об оказании государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно».

Значительное число исков было предъявлено в интересах инвалидов об обеспечении средствами реабилитации.

Согласно ст. 10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

В соответствии со ст.11.1 указанного закона к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. В частности, это специальные средства для самообслуживания, для ухода; для ориентирования (включая собак-проводников), общения и обмена информацией; специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью; протезные изделия (включая ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты); специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь; специальные средства для передвижения (кресла-коляски). Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование, предоставляются по месту их жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Согласно п.1.5 постановления Правительства Самарской области от 21.01.2010 № 11, в случае возникновения потребности в своевременном обеспечении отдельных категорий граждан техническими средствами реабилитации размещение заказа на приобретение указанных товаров (услуг) осуществляется государственными учреждениями Самарской области центрами социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

В случаях нарушения порядка, сроков предусмотренного программой объема предоставления технических средств реабилитации возникает необходимость защиты социальных прав инвалидов в судебном порядке

Прокурором Железнодорожного района г. Самары направлено в суд 113 заявлений в интересах инвалидов к государственному учреждению Самарской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Железнодорожного района г.о. Самара» об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов и возложении обязанности предоставить средства технической реабилитации. Требования прокурора удовлетворены.

Прокурорами направлялись в суд заявления о понуждении организаций к исполнению требований законодательства о социальной защите инвалидов в части выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой.

Прокурор Железнодорожного района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к ОАО ПКК «Весна» о понуждении к исполнению требований законодательства о социальной защите инвалидов в части выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой.

В заявлении он указал, что по состоянию на 16.04.2012 среднесписочный состав работников ОАО ПКК «Весна» составляет 779 человек, из них всего 10 работающих инвалидов. В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

В нарушение указанных требований законодательства в ОАО ПКК «Весна» не выделены рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой (не менее 16 человек), соответствующая информация ответчиком в службу занятости не предоставляется.

Определением суда производство по делу прекращено в связи с добровольным исполнением ответчиком требований прокурора.

Согласно ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Прокурорами направлялись в суды иски о понуждении установить пандусы, обеспечивающие беспрепятственный доступ инвалидов-колясочников к жилым зданиям, учреждениям здравоохранения.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Согласно ст. 28.2 Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Прокурор г.Самары обратился в суд с иском в интересах инвалида 2 группы Ц. к главе г.о.Самара, администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.

В заявлении указал, что истица является инвалидом 2 группы по психическому заболеванию, проживает в однокомнатной изолированной квартире совместно с дочерью и внучкой. Согласно заключению КЭК от 21.12.2009, она страдает хроническим психическим расстройством, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире с другими лицами.

Решением Ленинского районного суда требования прокурора удовлетворены, на ответчиков возложена обязанность предоставить истице вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Аналогичный иск был направлен в суд прокурором г. Тольятти в интересахребенка-инвалида Ш. к мэрии городского округа Тольятти о предоставлении вне очереди жилого помещения на состав семьи 2 человека: ребенка-инвалида и его мать.

В иске прокурор указал, что в соответствии с п.4 ст.51 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно выписке из постановления врачебной комиссии от 05.09.2011, истец является ребенком-инвалидом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно (п.2 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378).

Исходя из требований подп.3 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Распоряжением мэрии от 20.09.2011 мать вместе с малолетним сыном принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако жилое помещение им не было предоставлено. Решением Центрального районного суда г.Тольятти иск прокурора удовлетворен, на мэрию городского округа Тольятти возложена обязанность предоставить истцам жилое помещение вне очереди на состав семьи два человека по установленным нормам.

Особое внимание уделяется прокурорами исковой работе по защите прав ветеранов. Основное законодательство в сфере социальной защиты ветеранов- это Федеральный закон от 12.01.95 № 5-ФЗ (в ред. от 16.10.2012) «О ветеранах», Закон Самарской области от 28.12.2004 № 169-ГД (в ред. от 03.07.2012) «О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий».

Статьей 1 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрены следующие виды социальной поддержки ветеранам: 1) пенсионное обеспечение, выплата пособий; 2) получение ежемесячной денежной выплаты; 3) получение и содержание жилых помещений; 4) оплата коммунальных услуг; 5) медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание. При этом законом предусмотрены меры социальной поддержки отдельных категорий ветеранов, в частности, инвалидов войны (статья 14), участников Великой Отечественной войны (статья 15), ветеранов боевых действий (статья 16): обеспечение жильем, оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений, коммунальных услуг и другие.

В связи с Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 (в ред. от 09.01.2010) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» прокурорами были направлены иски об обеспечении во внеочередном порядке жильем ветеранов и вдов ветеранов Великой Отечественной войны.

Прокурор Советского района обратился в суд с заявлением в интересах ветерана Великой Отечественной войны инвалида 2 группы Т. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма не менее нормы предоставления. Решением суда требования прокурора удовлетворены.

Кинельский межрайонный прокурор в интересах З. обратился в суд с заявлением к администрации городского округа Кинель о признании незаконным постановления об отказе в принятии З. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Установлено, что З., 1926 г.р. является вдовой ветерана Великой Отечественной войны.

Постановлением главы администрации городского округа Кинель от 01.08.11 З., как вдове участника ВОВ, отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на том основании, что у неё имеется квартира в г.Бендеры. В иске прокурор указал, что З. является гражданкой Российской Федерации, в установленном законом порядке признана вдовой участника Великой Отечественной войны, на территории г.о.Кинель проживает с октября 2010 года с дочерью в съемной квартире, какое-либо жилое помещение на территории Российской Федерации у неё отсутствует. Жилое помещение, на которое у З. имеется право пользования, расположено за пределами Российской Федерации, распоряжаться данным жилым помещением истица не вправе.

Руководствуясь нормами жилищного законодательства и Указом Президента Российской Федерации № 714, прокурор просил суд обязать администрацию г.о.Кинель принять З. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Решением суда требования прокурора удовлетворены.

Прокурор г. Чапаевска обратился в суд в интересах К., 1932 г. р., об установлении факта, имеющего юридическое значение.

В заявлении прокурор указал, что К. с 22 апреля 1944 г. по 09 мая 1945 г., т.е. в период Великой Отечественной войны, работала в колхозе «Имени 72-х» на полевых работах. Трудовая книжка на К. не оформлялась.

В связи с тем, что К. работала в период Великой Отечественной войны, она имеет право на получение статуса ветерана Великой Отечественной войны – труженика тыла. Управлением социальной защиты населения администрации г.о. Чапаевск в установлении статуса труженика тыла ВОВ и выдаче соответствующего удостоверения К. отказано, так как документально факт работы в годы войны не подтвержден.

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 2 Федерального закона к ветеранам Великой Отечественной войны относятся лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР.

При невозможности документального подтверждения факта работы в тылу в период Великой Отечественной войны данный факт может быть установлен в судебном порядке на основании представленных доказательств, в том числе и свидетельских показаний. Факт работы К. в период войны подтверждается свидетельскими показаниями. Решением Чапаевского городского суда требования прокурора удовлетворены.

Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В целях охраны здоровья граждан прокурорами направлялись в суд иски в интересах неопределенного круга лиц о запрете торговли табачными изделиями и алкогольной продукцией вблизи учебных заведений, об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и требований пожарной безопасности в детских садах, школах, социальных приютах, интернатах.

Прокурор Комсомольского района г. Тольятти обратился в Кировский районный суд г. Самары (по месту государственной регистрации юридического лица) с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Горилка-СЗ». В обоснование своих требований указал, что прокуратурой района на основании коллективного обращения педагогов и родителей учащихся художественной школы им. И.Е.Репина проведена проверка соблюдения требований законодательства о реализации алкогольной продукции. В ходе проверки выявлено, что на первом этаже двухэтажного здания по адресу: г.Тольятти, ул.Механизаторов, 20-А находится магазин, в котором ООО «Горилка-СЗ» осуществляет розничную продажу алкогольной продукции. В этом же здании располагается детская художественная школа им. И.Е.Репина.

В соответствии с п.2 ст.16 Федерального закона РФ от 22.11.95 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 № 218-ФЗ) не допускается розничная продажа алкогольной продукции в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях.

Прокурор Комсомольского района г.Самары просил суд признать незаконной деятельность ООО «Горилка-СЗ» по реализации алкогольной продукции по адресу: г.Тольятти, л.Механизаторов, 20А и обязать ответчика прекратить указанную деятельность. Решением Кировского районного суда г.Самары от 05.06.2012 иск прокурора Комсомольского района удовлетворен.

Прокурором Алексеевского района Самарской области направлен в суд иск к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Алексеевская центральная районная больница им. В.И.Глотова» о создании наркологического кабинета по обслуживанию детского населения.

Согласно пункту 1 ст. 18 Федерального закона № 120-ФЗ от 24.06.99 (в ред. от 03.12.2011) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», органы управления здравоохранения в пределах своей компетенции организуют: развитие сети детских и подростковых учреждений, оказывающих наркологическую и психиатрическую помощь; круглосуточный прием несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, для оказания им медицинской помощи при наличии показаний медицинского характера.

Одной из форм лечебно-профилактической помощи несовершеннолетним, употребляющим алкоголь, наркотические средства и одурманивающие вещества, являются наркологические кабинеты по обслуживанию детского населения, Положение об организации деятельности которых утверждено приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 09.04.2010 № 225ан «Об утверждении Порядка оказания наркологической помощи населению Российской Федерации.

Согласно Положению об организации деятельности наркологического кабинета по обслуживанию детского населения, кабинет является подразделением наркологического диспансера (наркологической больницы) или иной государственной или муниципальной медицинской организации, оказывающей наркологическую помощь. Кабинет создается для оказания профилактической, консультативной и лечебно-диагностической наркологической помощи детям с наркологическими заболеваниями и патологическим влечением к азартным играм.

На должность врача наркологического кабинета по обслуживанию детского населения назначается специалист, соответствующий квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 № 415н, по специальности «психиатрия-наркология».

В нарушение вышеуказанных норм в МБУЗ «Алексеевская центральная районная больница им. В.И.Глотова» наркологический кабинет по обслуживанию детского населения не создан, должность врача такого кабинета не учреждена. Соответственно наркологическая помощь детскому населению оказывается ненадлежащим образом, что нарушает конституционное право несовершеннолетних граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Решением суда исковые требования прокурора удовлетворены.

Материал подготовил Колупаев В.А.
Тюмень

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:


Уважаемые жители и гости г. Тюмени и Тюменской области! Правление Тюменского родительского комитета обращается к Вам с очередной просьбой. Помогите нуждающимися семьям зимней одеждой и обувью.

Далее ...

Обязательно прочтите

Сейчас на сайте

Сейчас 12 гостей онлайн

Поиск

Погода

СЧЁТЧИК ПОСЕЩЕНИЙ

Яндекс.Метрика